Много шуму вокруг халявы.
Перед своим выходом WarFace привлек к себе очень много внимания. Еще бы, современный условно-бесплатный шутер от первого лица, созданный на движке CRYENGINE 3. Еще и делался не где-то “за бугром”, а в соседней братской Украине. Делался довольно долго, обещались разные классические режимы PvP, а также режим PvE, в котором будут постоянно генерироваться новые миссии. Сервер всегда будет дружелюбен к любителям поиграть на халяву, но те, кто хочет прокачаться быстрее, смогут купить ускорители прокачки. В игровом магазине будет много товара, который будет открываться по мере накопления опыта. Самое простое оружие и обмундирование, полученное сразу, не будет изнашиваться, а купленное придется ремонтировать после каждого сражения, иначе оно будет довольно сильно терять в характеристиках.
Это были обещания. Когда игра вышла, все, кому не лень, делали на нее обзоры и выкладывали на YouTube. Десятки школьников высказали свое мнение, которое трудно было понять из-за бубнения в дешевый микрофон. Да и смысла в словах было мало. В десятиминутном ролике маты и междометия составляли восемь минут, плюс минута передаваний приветов и выпрашивания лайков. Ничего конкретного, только поливание грязью и восхваление “Калды” и ”Третьей Батлы”. На мой взгляд, очень спорно сравнивать платные игры и бесплатные. Сразу скажу, что Battlefield 3 лучше WarFace, без вариантов. А вот понять, зачем нужен Call of Duty: Modern Warfare 3, когда есть Battlefield 3 и WarFace, я не могу. Тут просто стоит решить, хотите ли вы играть бесплатно или готовы потратить пятьдесят баксов на шедевр.
А теперь развеем несколько мифов. Первый из них “Супер технологичный CRYENGINE 3”. Школьники говорят, что нельзя было сделать такую плохую игру на таком прекрасном движке. Мол, посмотрите на CRYSIS 2 – вот так должна выглядеть игра на этом движке. Уясните себе раз и на всегда: WarFace – бесплатный онлайновый шутер! Никто не вкладывал все усилия немецкой студии в утонченную механику игры, разработку уровней, баланс оружия, дизайн локаций, проработку деталей. Никто не сидел сутками, прорисовывая каждое дерево, лампочку и прочий декор! Это халява! И, как для бесплатной игры, выглядит она очень хорошо. Дело тут не “в сперва добейся”, а в логике. Кроме того, для игры выделили то ли раннюю, то ли урезанную версию CRYENGINE 3. Разработчики выдавили из него почти все, на что он способен.
Миф номер два: “Украинская игра”. Погуглим немного. «Warface» разработана тремя студиями компании Crytek: украинским филиалом Crytek Kiev, южнокорейским филиалом Crytek Seoul и основной студией во Франкфурте-на-Майне. Что значит это предложение? Концепция игры и механика придуманы в Германии, но, поскольку проект условно-бесплатный, нужна дешевая рабочая сила. Поэтому большую часть делали украинские программисты, и немного из Сеула помощи подкинули. Никакой свободы действий, шаг влево, шаг в право – подзатыльник. Ее печатали в Украине, и напечатали не плохо, а сама игра скорее немецкая. Тут уместно провести сравнения с великими скульпторами прошлых веков. Вся Европа усыпана статуями, которые эти скульпторы не смогли бы вылепить, даже если бы работали сутками. Сами статуи этих скульпторов, были по двадцать-тридцать сантиметров. Это макеты, по которым их ученики лепили трехметровые копии. То же и с Warface.
Миф номер три: “Можно добиться всего в игре без вложений денег”. Ни одна игра, основанная на условно-бесплатной концепции, не может быть ориентирована на халявщиков. Они предназначены для массовки. На ее создание было затрачено много усилий, и она должна не только окупиться, но и принести прибыль. Хотите вы этого или нет. Сразу оговоримся, что, действительно, можно в нее играть бесплатно и добиться многого. Что для этого нужно? Во-первых, нужно быть “прогеймером”. Я не хочу никого пугать, но нужно реально уметь хорошо играть в шутеры. Кроме этого, желательно иметь в своей команде таких же хороших игроков. Иначе ремонт будет обходиться дороже прибыли. Во-вторых, играть в нее нужно сутками. Для открывания прокачанного оружия и шмоток, а также зарабатывания местной валюты – варбаксов.
В-третьих, нужно играть не только в PvP, но и проходить все три доступные PvE в день. Проходить хотя бы раз. Не только деньги дают нормальные, но и короны – вторая разновидность игровой валюты. Чтобы получать короны, нужно попадать в ежедневный рейтинг топ десяти тысяч. Там есть много параметров, за которыми надо следить. Для развития, не помешает и получать ачивки, которые свои для каждой миссии. Радует, что они даются за командное выполнение, а не индивидуальное. Плюс подобного подхода в том, что игрок с начальной броней, вряд ли, сможет убить десять противников в подкате. А убить двадцать врагов выстрелом в голову без прицеливания практически не возможно с дешевым оружием. Надо быть чертовски везучим. Учтите, что без наличия трех-четырех адекватных соратников пройти миссию можно и с пятого и с десятого раза, и то, если повезет. Особенно миссию помеченную “профи” – она только для лучших. Или если случайно вписаться в их кампанию.
Миф номер четыре: “Это командная игра”. В командной игре должны поощряться групповые действия, стимулироваться всеми силами, нужно много противников, которые требуют только командной тактики. Что из этого есть в данной игре? Есть крыши и балконы, на которые можно залезть только с помощью другого игрока. Этих мест очень мало, они не всегда нужны, большинство игроков могут играть, вообще не используя их. Вывод: это притянуто за уши, и можно было бы тупо поставить в этих местах лестницы, поскольку геймплей от этого не изменился бы никак. К притянутому за уши можно добавить то, что медик лечит друга, а не бросает ему аптечку. Хоть разработчики и считают это командным действием, но это не более, чем особенность индивидуальной игры.
В теме этого мифа отдельное место хочется выделить некоторым противникам, требующим командной тактики. Первый – огромный робот, внутри которого сидит человек. Этот противник не имеет никакого отношения к командной игре. Все случаи, когда я с ним сталкивался, не имело никакого смысла один я или нет. Убивается он просто – прячемся за укрытие, которое из-за отличного глюка не простреливается им. Тупо расстреливаем пилота. Робот падает на колено, а затем встает. В этот момент нужно всадить в его лысину максимум пуль. И так несколько раз. Второй – Джаггернаут, у которого на спине есть небольшая точка, куда надо стрелять. Командные действия тут просты – половина группы стоит в одной стороне, а вторая в другой. К кому он повернулся спиной, та и стреляет. На практике он постоянно вертится и прижимается спиной к стене. Этот противник иногда застревает в местах, где он уязвим.
Какая разница, когда платишь?
С мифами закончили, поговорим о режимах. В PvP есть командный бой, мясорубка (каждый сам за себя), захват, уничтожение, штурм, подрыв. Реализованы нормально и хорошо знакомы игрокам по другим играм. Проблема в том, что карты очень маленькие. Игра сверхдинамична, и о командных действиях забываешь моментально – тут важна скорость и реакция. Медикам тут не место – редко когда успеваешь вылечить себя, не то что коллегу. Я описываю ситуацию в общем, понятно, что прокачанный медик в дорогой броне и с “дробовиком-автоматом” хорош, как и любой другой раскачанный класс. Просто в этой ситуации не важно медик он или штурмовик. Тактикой тут не пахнет. В PvE карты представляют собой узкие извилистые коридоры. Прячемся за укрытия и медленно продвигаемся вперед по “кишке”. Иногда надо передвигаться на транспорте, расстреливая многочисленных противников, или идти рядом, прикрывая вяло едущий транспорт.
Класса в игре четыре. Штурмовик может делиться патронами (они чаще получают максимальные очки за командную игру), и в PvE его задача – выманивать противников и подавлять огнем. Инженер восстанавливает броню и ставит мины. Без достаточной прокачки у него самый хилый автомат, но расставленные мины часто приносят пассивные фраги. Медик восстанавливает здоровье и может оказать сопротивление врагам, стоящим в двух метрах от себя. Если до противника метра четыре, то все плачевно. Ситуация исправляется после достаточной прокачки и правильных покупок. У снайпера нет никакого спецумения, зато оружие убойное и дальнобойное. В PvE занят отстреливанием "мяса", которое выманил штурмовик. Различия между классами радикальны в начале игры, а после дорогих покупок смешиваются – оружие медика или инженера подойдет и штурмовику, модный автомат штурмовика подтягивается к снайперке, а у оружия снайпера появляется адекватный прицел для стрельбы “от бедра”.
Уже прошла первая волна интереса к игре, и ситуация на серверах отличается от начальной радикально. Очень много игроков детально изучили карты и глюки, купили самое крутое оружие и идеально используют механику. Их можно узнать по наградам. Такие ребята часто организовывают битвы на ножах на картах и прочее, что можно коротко описать, как “с жиру беситься”. А еще такие ребята часто исключают из комнаты тех, кого считают нубами. Да и хорошо это в PvP – слишком неравный бой. Попасть в таких сложно, поскольку они профессионально мечутся, прицельность вашего оружия слаба, особенно при стрельбе “от бедра”. Но даже если вы попадете, малая убойность оружия, плюс их хорошая броня, в большинстве случаев не приведет к их смерти. Они же буду валить вас за секунды, с одного-двух выстрелов.
Тут мы и подобрались к теме доната. Если вы только начали в нее играть, то лучше заняться PvE, а в PvP - только командный бой и мясорубка. В остальных режимах ловить нечего. Пример, я играл два на два, с местными завсегдатаями. Понятно, что моя команда проиграла, но я смог убить противника только раз (добил после гранаты)! Даже если начинал стрелять в спину, то враг успевал развернуться и под огнем убить меня. Убить можно только стреляя с близкого расстояния в голову. Даже снайперка убивает с трех попаданий в голову некоторых противников (снайперка на восемьдесят процентов убойнее начальной). Еще пример, играю снайпером. Метрах в пятнадцати замечаю инженера, ставящего мину. Делаю три выстрела в грудь. Пока я стреляю (темп стрельбы не высокий), он успевает встать, и, не прицеливаясь убить меня с двух выстрелов. Я не знаю, может и в голову, но, что это, блин, за бронежилет и автомат у него?
Баги, читы, донат - все смешалось.
Из-за доната не всегда можно распознать глюки и читеров. Отсутствие баланса в игре не дает понять: читер это, или же, просто у него хороший шмот и идеально прямые руки. Только в очевидных случаях это видно. Например, когда видно как пули пролетают сквозь непростреливаемые объекты, или стреляют из-за простреливаемого укрытия и попадают тебе в голову, хотя не могут видеть тебя по определению. И еще случай. Окружили респу втроем. Я - снайпер, убил уже человек семь. Респится очередной, выпускаю ему четыре выстрела в грудь, без нанесения урона. Так не бывает. И такого очень много. Умирать придется часто. За шестьдесят часов игры, я бросил больше гранат, чем за всю жизнь, во всех играх, вместе взятых. Это самая верная тактика. Бросаешь гранату во врагов и идешь добивать. Только так можно быстро набивать фраги без вкладывания денег.
Графика в игре очень неоднозначна. С одной стороны, это сто процентов самый красивый бесплатный шутер. Все остальные конкуренты и рядом не стоят. Карт хоть и маловато, но они хорошо проработаны, изобилуют деталями, много разных декораций. Большинство текстур терпимы, у моделей достаточно полигонов и кадров анимации. Но есть и откровенная халтура. Под потолком может висеть восьмиугольная лампочка, а на ящике стоит плосковатый кувшин, с десятью углами, кривым освещением и безликой коричневой текстурой. Или весят на веревке вещи – сушатся. Никак на взрыв не реагируют, пуля не оставляет дырки и оставляет футболку полностью статичной. Не буду перечислять все огрехи – очень их много. Но общее впечатление хорошее, и в пылу борьбы этого не замечаешь. Повторю всем, кто поливает грязью графику: графика хорошая, и не бывает игр без претензий к графике.
А вот что мне очень нравится, так это механика. Я не люблю онлайновые шутеры, а у Warface игровая механика, как у хорошего шутера в одиночной кампании. Нормальная скорость игры, адекватный разброс пуль, удобно бросать гранату. Очень удобно скольжение в рывке – оригинальный элемент игрового процесса. PvE - вообще как прохождение одиночной кампании в кооперативе. Мне играть очень нравится. Даже донат не раздражает. Благодаря ему, играть очень сложно. Каждое убийство – достижение, каждая победа – ЧСВ>9000. Конечно, если бы было немного легче, хуже бы не стало. Особенно бесят ситуации, когда ты не можешь убить из снайперской винтовки противника, спрятавшегося за простреливаемым укрытием. Он в тебя попадает, а твоя пуля из-за расстояния не причиняет ему вреда. А твой друг, с “раритетным Калашем”, стоя рядом, валит его за пару выстрелов. У меня же снайперка… как так-то?
Игроки могут вести себя хуже ботов.
А вот к чему есть большая претензия,так это к игрокам в PvE. Большинство игроков, абсолютно не умеет играть в команде. За все время, мне попалось только три нормальных медика, в то время, как остальные медики, играют в стиле штурмовика. Пример. Маленькая площадь, за углом танк. Два снайпера стоят позади, я спрятался за укрытием, поскольку поймал пару пуль и не могу высунуться. Два медика пробегают мимо меня и бегут в атаку. То, что я жму вызов медика, им пофиг. Секунд за тридцать обоих медов валят, остаются два снайпера, недобитый штурмовик, танк и около восьми противников в узком проходе. Подобная ситуация постоянна. Поэтому, я в основном играю медиком в PvE. Очень интересно играть со своими друзьями, общаясь по Скайпу. Тут и командная игра, и адекватные игроки.
Что можно сказать в итоге? Мне очень нравится WarFace. Играть интересно и сложно. К графике можно предъявлять претензии только, если не учитывать, что это бесплатная игра. Глюки случаются редко, но иногда бывают, типа застревания в узких проходах, проваливания под землю или тупо зависание на месте. После матчей есть статистика, и можно насладиться своими достижениями. Карт достаточно, может со временем и новые появятся. Есть много кланов, есть общение. На донат можно не обращать внимания, хотя не будем не благодарными. Вложить в игру хотя бы двести рублей - и разработчикам покушать, и себе пару мелочей купить. Попробовать советую всем, кроме отпетых поклонников Battlefield 3. Вы же должны еще отбить пятьдесят баксов, вложенные в игру.