Как выбрать правильный монитор, и почему это так важно?

Монитор Full HD 1920х1080р Причина в целом банальна - глаза. Пара этих «оптических приборчиков» практически являются частью мозга, поэтому халатное к ним отношение может привести к самым неприятным последствиям. Конечно, сейчас, когда трубочные мониторы остались в прошлом, проблема стоит не настолько остро, но все же травмировать сетчатку или вовсе посадить зрение все еще более чем реально. Про быстрое переутомление, возможно, и напоминать не стоит. Так что если для выбора комплектующих бывает достаточно сравнить диаграммы производительности или данные бенчмарков, то на монитор придется потратить чуть больше времени, и при этом даже немного вникнуть в разные премудрости. 

С одной стороны, характеристик у монитора не так уж и много, а с другой - большинство из заявленных цифр требуют проверки. Количественные параметры в целом не вызывают вопросов. Диагональ, указанная производителем и измеряемая в дюймах, примерно совпадает с реальной. Даже невинный трюк от изготовителей ЭЛТ-мониторов, когда приводился физический размер кинескопа, а потом целый дюйм съедался пластиковой рамкой, остался в прошлом. С разрешением тоже не лукавят. Но остальные цифры основательно обрабатываются маркетологами.

Так, время отклика измеряется по разным стандартам в зависимости от конструкции матрицы. Если используется технология компенсации отклика, «помогающая» элементам из жидких кристаллов быстрее менять свое положение, то становится удобным мерить время переключения пикселя с одного оттенка серого на другой. Если же матрица «обычная», тогда указывается время переключения с черного до белого, так как наименьшие значения дает именно этот метод. При работе с реальным многоцветным изображением такая матрица в некоторых особо неудобных комбинациях цветов может замедляться в разы, приводя к смазыванию изображения. Подобная «хитрость» в измерении приближает характеристики обычных матриц к «разогнанным», но только на бумаге.

Аналогичные фокусы проделываются и с углами обзора. В зависимости от критериев, по которым измеряется эта величина, изменяются цифры, причем стараются, чтобы они изменялись в их пользу. Значение же контрастности с появлением так называемой динамической контрастности вообще потеряло всякий смысл. Если раньше привычными цифрами были 800:1 или 1000:1, то сейчас можно смело найти монитор с разницей в светимости между черным и белым пикселом в тысячи, а то и десятки тысяч раз. А все из-за того, что «динамические» мониторы подыгрывают себе еще и лампой подсветки, и яркость черного пикселя измеряется при чуть светящейся подсветке, а белого - при выкрученной на полную мощность.

Благодаря всем этим ухищрениям выбрать монитор, просто сравнивая строчки в прайс-листе интернет-магазина, нельзя. Придется воспользоваться либо субъективным методом, а именно самостоятельно отправиться в магазин и взять приглянувшийся «моник», либо объективным - обложиться различными изданиями и интернетами, чтобы отыскать истину среди обзоров. Прайсы тоже могут помочь в этом деле - хотя бы диагонали с разрешениями да количество разъемов в них указываются верно.

Несмотря на то что с характеристиками такой повсеместный непорядок, все равно выбирать монитор нам придется основываясь на них. Попробуем определить, какие параметры наиболее важны для моников разных классов, - это позволит значительно сузить дальнейший поиск и сразу отбросить неподходящие модели прямо из прайса. Все же читать единицы обзоров всяко экономичнее, чем десятки.

Домашний монитор обычно покупается «для всего». Даже если изначально ничего этакого и не предполагалось, со временем на нем обязательно начнут бегать игры, крутиться фильмы, а иной раз и какая-нибудь гадость вроде надомной работы проберется. Поэтому такой дисплей должен быть наиболее универсальным и отлично подходить хотя бы для первых двух сценариев использования.

Начнем, пожалуй, с главного - с разрешения. Тут я позволю себе несколько категоричное заявление, но, ИМХО, надо смотреть только на мониторы, у которых данный параметр составляет 1920 х 1080 пике. Во-первых, такой девайс имеет соотношение сторон 16:9, как и большинство видеоконтента, выпускаемого сегодня. Во-вторых, за окном уже давно отгремела HD-революция, и, следовательно, все, кто могут, изо всех сил стараются пожинать ее плоды, выпуская фильмы в HD-формате. Современные игры тоже приучены к этим сочетаниям цифр, поэтому с ними проблем быть не должно. Более того, некоторые уже и неспособны использовать «квадратные» разрешения, предпочитая им «широкие». В общем, можно сколько угодно упираться постепенному вытеснению обычных мониторов этими «амбразурами», но производители сделали свой выбор, и нам от него никуда не деться, да теперь уже и непонятно, стоит ли.

Обращать внимание на иные разрешения стоит, только если уж очень надо экономить и денег ну совсем в обрез. На таком мониторе немного снизится качество True HD-видео, и он не очень подойдет для редактирования текста, так как по горизонтали вместится меньше строчек, но это уже тема для разговора об офисных моделях.

Диагональ выбирается главным образом исходя из бюджета. Чем больше размер матрицы, тем она, соответственно, дороже. Единственное, к чему необходимо приглядеться при покупке дисплея с небольшой матрицей, но с максимальным разрешением, это к физическому размеру пикселя. Если он будет слишком маленьким, изображение будет казаться мелким, и для работы в операционной системе или текстовом редакторе придется напрягать глаза, придвигаться ближе допустимого к экрану или устанавливать «неродное» разрешение, размазывающее объекты, а это никуда не годится. Или глаза лопнут, или позвоночник изогнется в ленту Мёбиуса, так что ни в коем случае. Разумно привлечь к процессу всех домочадцев: все-таки острота зрения у всех разная, и вполне крупный пиксель для одного покажется чересчур мелким для другого. Эта проблема существует среди 21,5-дюймовых моделей. В 23-дюймовую диагональ умещаются уже вполне приемлемые по размеру пиксели, ну а дальше все определяется только кошельком и здравым смыслом.

Следующий значимый параметр - время отклика матрицы. В стародавние времена производители свирепо бились за этот показатель, прикладывая огромные усилия, чтобы снизить его как можно сильнее. Сегодня ситуация уже гораздо спокойнее, и в целом для самых распространенных TN-матриц все свелось всего к двум возможным значениям: 2 и 5 мс. В целом не очень драматическая разница, даже несмотря на то, что в первом случае используется матрица с овердрайвом, а во втором - обычная. Без дополнительного разгонного импульса при переходе от серого к серому вместо 5 мс она уже вполне может замедлиться до 15 мс. Дисплеи с разгоном тоже отнюдь не святые, и в некоторых условиях на экране могут появляться заметные глазу артефакты из-за ошибок в схеме компенсации времени отклика. В любом случае в этом направлении технологии уже достаточно сильно шагнули вперед, чтобы не особенно волноваться в отношении конкретных цифр. А вот скорость реакции выше 5 мс уже должна давать пищу для размышлений.

Углы обзора - также немаловажная величина, и чем они выше, тем лучше. В особенности это касается мониторов с диагональю более 23". Иногда, даже если смотреть строго в центр экрана, по краям могут проявляться искажения, связанные с небольшими углами обзора. Кроме того, геймеру свойственно водить головой или всем телом по сторонам. Неприятно, когда на крутом вираже по бокам вылезают затемнения. Для быстрых TN-матриц заявляют максимум 170° обзора по горизонтали и по вертикали, чаще можно увидеть 170° и 160°. Матрицы других типов могут обеспечить и более высокие значения, однако они дороже и мало подходят для игр, так как достаточно медлительны. Ну и, конечно же, нельзя слепо верить написанному в паспорте изделия - надо искать только сведения, подтвержденные тестами, пусть даже и субъективными. Да и самому поприседать перед монитором да со стороны посмотреть очень полезно - субъективная оценка ведь у каждого своя.

И наконец, контрастность. Если отбросить все эти игры с динамической контрастностью, то нормальная на сегодня величина - это 1000:1. Все тысячи сверх этого красиво выглядят лишь на коробке. На деле же к манипуляциям с подсветкой приходится привыкать, и не все смогут ужиться с постоянно гаснущими и вспыхивающими лампами. Хуже всего, если указана только динамическая контрастность, а про статическую случайно или не очень забыли - в этом случае без поиска достоверной информации не обойтись. Стоит также проверить модельку на засветку матрицы в темном помещении, особенно у мониторов с большой диагональю. В магазине этого сделать, очевидно, не удастся, поэтому снова придется добывать данные у независимых тестеров.

С доступными портами все довольно просто. D-Sub отпадает сразу же ввиду своего несовершенства, остаются только DVI, HDMI и DisplayPort. Первый способен справиться с любой современной видеокартой приличного уровня, но и только. Второй подойдет гораздо лучше, если необходимо подключить медиаплеер или ноутбук, оснащенный этим портом, и его всегда неплохо иметь про запас, хотя в целом и необязательно. Третий пока еще достаточно экзотичен, но если в домашнем хозяйстве есть «Макбук», то имеет смысл искать его целенаправленно. Кроме того, если для отдельного телевизора не хватает места, стоит присмотреться к мониторам, способным его полностью заменить. Например, обратить внимание на 25,5- или 27-дюймовые модели, оборудованные разъемами SCART, RCA, встроенным тюнером и гнездом для обычной антенны. К ним можно будет подключить разнообразную бытовую архаику вроде DVD-плееров или вывести на них обычный телевизионный сигнал.

Быстрый и с Full HD-разрешением -примерно так сейчас выглядит универсальный монитор для дома. Моделей представлено огромное количество, и что-нибудь обязательно найдется. Главное - не забыть подключить к процессу голову и запастись терпением.
Монитор для офиса
Дисплеи для монотонной офисной работы вполне можно считать самыми скучными из всех. К ним не предъявляют каких-то особенных требований: главное - чтобы стоил подешевле, а там уж стерпится-слюбится. Нельзя сказать, что это самый правильный подход: все же ломать глаза о похабный монитор по восемь или больше часов в день - не самая хорошая затея, но, боюсь, многочисленные начальники, привыкшие экономить на спичках, со мной не согласятся. В любом случае можно дать несколько полезных рекомендаций и для них.

В отличие от мультимедийных моделей, для «рабочих лошадок» больше всего подходят не широкоформатные, а обычные матрицы. Все из-за того, что работают люди чаще всего с текстом или списками, и поэтому для них желательно свести прокрутку по вертикали до минимума. Оптимальным разрешением вполне можно считать 1280 х 1024 при размере матрицы в 19". Много сэкономить на моделях с меньшими размерами не получится. К тому же «семнашки» некоторым уже могут показаться чересчур мелкими, но это индивидуально. В моей практике был случай, когда свежеустановленные «девятнашки» бухгалтеров поначалу не воодушевили. Зато после того, как разрешение было установлено в привычные и крупные 1024 х 768 пике., мониторы мгновенно стали самыми божественными произведениями хай-тека на земле. Так иной раз задумаешься: как мало надо человеку для счастья...

Время отклика матрицы не так важно по сравнению с игровыми моделями. Текст на экране, как правило, черно-белый, а значит, и обычные матрицы смогут переключать пиксели на полной скорости. На особо медленных матрицах возможно крайне неприятное размазывание текста при вертикальной прокрутке, но для этого время отклика должно составлять не меньше 16 мс. Найти настолько «тормозную» TN-матрицу сейчас уже проблематично.

Углы обзора для небольших матриц также не сильно критичны. Диагональ меньше - меньше и угол, под которым глаз видит крайние области экрана. Показывать окружающим изображение с монитора приходится редко, а если и приходится, то это будет всего один человек, который сможет и наклониться на пару минут, чтобы получше рассмотреть.

Раз текст на экране черно-белый, то и цветопередача с необычайной контрастностью особенно не нужны, поэтому глянцевым матрицам и динамической подсветке в офисных мониторах не место. Глянец, как ни крути, сильно бликует, а в офисном пространстве обычно находится множество осветительных приборов, которые будут серьезно мешать работе. Динамическая подсветка, приглушающая лампу, когда пользователь переключается на «Рабочий стол» с мрачными обоями, и увеличивающая ее яркость при возвращении к редактированию документа, вообще способна довести даже самого закаленного офис-менеджера до сумасшествия за пару дней. Не помешает присмотреться, нет ли утечек света вокруг матрицы, и не бьет ли в глаза слишком яркий светодиод.

Порт для подключения к компьютеру у офисного монитора, как правило, всего один, и это D-Sub. А все благодаря материнским платам с интегрированными видеокартами. Многие из них все еще оснащаются только устаревшим аналоговым выходом. Это, тем не менее, вовсе не означает, что с ним жизнь будет немила, главное - не увлекаться замысловатыми скрутками и как следует затягивать крепежные винты на разъеме. К тому же, в отличие от DVI, эти кабели всегда поставляются в комплекте вместе с устройством, а значит, необходимости в их покупке или проблем с заменой не будет. Большинство ноутбуков и нетбуков также оснащены только этим выходом, так что подружить их с монитором несложно.

В целом характеристики изображения мало влияют на выбор офисного дисплея: они в общем повсеместно достаточно неплохи, решают геометрия и матовые матрицы без пижонства с подсветкой. Ну и бюджет, конечно.

Рабочее место профессионалаНу и, наконец, перед нами самые могучие, совершенные и высокотехнологичные -мониторы для профессионального применения. В данном случае под «профессиональным» я подразумеваю любое использование, кроме обычного набора текста, с которым способна справиться любая модель. Разумеется, специалисты сплошь разные, и, соответственно, требования к оборудованию они предъявляют различные, поэтому мы рассмотрим несколько типичных примеров.

Для фотографа, в отличие от бухгалтера или игруна, нет ничего важнее правильной цветопередачи, поэтому дешевые «тээнки» отбросим сразу и с негодованием. Ближайшие конкуренты отличаются лучшей цветопередачей, но и стоят дороже. Так, PVA-матрицы более качественно отображают цветовую гамму, однако при изменении положения глаз оттенки на них хоть и немного, но вполне ощутимо изменяются. В результате один и тот же цвет может «поехать» от центра к краям. Кроме того, при взгляде на изображение под прямым углом темные оттенки пропадают, сливаясь с черными, что не может порадовать фотографа, для которого важны детали. Выбор остается только за «айпиэсками», которые кроме улучшенной цветопередачи обладают еще и отличными углами обзора по сравнению с «тээнками». Мониторы с такими матрицами довольно дороги, но сейчас можно найти модели и с более простыми e-IPS-матрицами, которые при сохранении своих положительных качеств стоят дешевле. Наконец, наиболее совершенную картинку можно получить на профессиональных мониторах со светодиодной подсветкой. В отличие от обычных LED-дисплеев с белыми светодиодами, в них используются светодиоды трех базовых цветов: красного, зеленого и синего. Они позволяют добиться очень большого цветового охвата и качества цветопередачи, но и стоят при этом совершенно немилосердно.

Программист - не фотограф и к цветам, понятное дело, совершенно безразличен, да и вообще довольно неприхотлив в быту. Но это все равно не повод программировать за каким попало дисплеем, тем более если есть возможность облегчить процесс. Программный код больше всего любит простор по вертикали. Вполне приличным разрешением для такого монитора можно было считать 1600 х 1200, но сейчас такие практически не выпускаются, а те, что остались, стоят неприличных денег. Остается другой способ добиться своего - найти дисплей, экран которого можно переворачивать в портретный режим. С помощью такого «перевертыша» можно получить совсем уж запредельное количество пикселей по вертикали, но надо сразу ограничиться максимум 23". В противном случае придется смотреть на экран снизу вверх, а это крайне утомительно. Кроме того, надо внимательно отнестись к углам обзора по горизонтали, иначе верхняя и нижняя части изображения будут затемняться.

Еще большее счастье наступит, если купить сразу два монитора и один оставить в ландшафтном режиме, а другой перевернуть в портретный. На широком будет удобнее отлаживать программу, расположив многочисленные панели по сторонам экрана, а на высоком - писать код. Стоить, конечно, столь замысловатая конфигурация будет недешево, и, если лишних денег не так много, лучше обойтись добротным матовым широкоформатником.

Для редактирования видео как нельзя лучше подходит широкий формат, и в целом понятно почему. Профессиональные видеомонтажеры так и вовсе первым делом выбивают себе сразу два монитора, причем по возможности матовых и не самых дешевых. Углы обзора также играют немаловажную роль, потому что сидеть под прямым углом по отношению к двум «моникам» уж точно не получится. Если взять сразу два не выходит, то можно для начала и один, но лучше не самый диковинный - а то потом второй можно и не найти.

Ну, вот и мы разобрались с основными устройствами визуализации данных. Надеюсь, этого багажа знаний вам будет достаточно, чтобы ушлый менеджер по продажам не обвел вас вокруг пальца. И даже если вам совсем лениво, не рекомендую брать абы что: революции среди мониторных технологий гремят нечасто, поэтому девайс этот обычно приобретается «на долгие года». Кроме того, даже если ну очень сильно экономить при покупке, новые голубые глаза с линзами Zeiss Ikon, как в романе Гибсона, приобрести не удастся. Остается только взять себя в руки, вооружиться до зубов заслуживающими доверия информационными источниками - и идти штурмовать торговые бастионы врага.

Обсуждение